КУРС ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ (практические занятия)
B курс общей дрессировки входит отработка так называемых простых навыков у собак, которые дисциплинируют их и являются основой для специальной дрессировки. В курс общей дрессировки включается отработка следующих навыков собак:
– реагирование на кличку;
– приучение к ошейнику и поводку
– приучение к наморднику;
– хождение рядом с человеком;
– «свободное состояние»;
– подход к человеку (на подзыв) по команде;
– выполнение запрещающей команды «фу»;
– посадка-укладка;
– стояние;
– выдержка;
– возвращение на место;
– аппортировка;
– ползание;
– прыжок через забор, изгородь или канаву;
– хождение по буму;
– лазание по лестнице;
– замедление темпа движения;
– лай по вызову;
– плавание.
Сюда же входят:
– групповая дрессировка собак
– техника определения преобладающей реакции у собак
СПОСОБЫ ПРИУЧЕНИЯ СОБАКИ К КЛИЧКЕ, ОШЕЙНИКУ, ПОВОДКУ И НАМОРДНИКУ
Не следует думать, что при подходе к незнакомой собаке можно без труда надеть на нее ошейник, намордник, взять ее на поводок и идти с ней на занятия. Так не бывает. До начала занятий дрессировщик должен приучить собаку к себе, привить ей доверие, «ознакомить» ее с предметами дрессировки и снаряжением.
Обычно собак приучают к кличке, ошейнику и поводку в щенячьем возрасте. Но если кличка собаки неизвестна, нет данных о ее поведении на поводке, то с такой собакой нужно начинать занятия с приучения к кличке, ошейнику и поводку. Этой последовательности следует придерживаться потому, что другой порядок не дает желательных результатов.
Приучение к кличке начинают, когда собака находится в помещении. Дрессировщик осторожно открывает дверь, мягко и спокойно окликает собаку, а как только она повернется к нему, без промедления повторяет кличку и дает кусочек мяса. Если собака не реагирует на кличку, дрессировщик повторяет этот прием. Обычно, если собаке неоднократно приходилось получать мясо непосредственно из рук людей, она быстро подходит за ним. В этот момент дрессировщик еще раз повторяет кличку, дает собаке мясо, ласкает ее и гладит. В дальнейшем кличку произносят всегда при подходе и во время подзыва.
В первые дни дрессировщик добивается, чтобы собака подходила, когда он ей показывает мясо. Затем отрабатывает подход только на команду «ко мне». Поскольку каждый раз перед подзывом упоминается кличка, собака быстро привыкает к ней.
Приучение к ошейнику. Приучают собаку к ошейнику, поводку и наморднику во время игр и прогулок.
Дрессировщик, имея при себе ошейник с пристегнутым заранее поводком (длинным), входит в клетку, называет кличку собаки, ласкает ее и одновременно, соблюдая осторожность, надевает ошейник. Если собака проявляет беспокойство, пытается снять ошейник, дрессировщик ласкает ее, открывает дверь клетки, быстро выходит вместе с собакой, отвлекая ее игрой. Увлекшись игрой во время прогулки, собака «забывает» об ошейнике. Во время прогулки нужно несколько раз снять и надеть ошейник.
Приучение к поводку. После того как собака привыкнет к ошейнику, не будет пытаться снять его, можно начинать держать собаку за поводок короче, приучать ее к хождению рядом.
Пристегивание поводка к ошейнику следует сочетать с выводом собаки из помещения; потом это будет для нее сигналом к прогулке. За 1–2 дня собака привыкает к поводку и потом безразлично относится к этому снаряжению. При вводе в помещение после прогулок или занятий ошейник с собаки рекомендуется снимать, чтобы не вытиралась шерсть на шее.
Приучение к наморднику. Его надевают собаке для того, чтобы она не могла укусить человека или животное. Приучать собаку к нему лучше всего во время прогулок или чистки.
Дрессировщик должен уметь правильно и быстро надевать намордник. Делают это так: левой рукой ближе к ошейнику держат собаку за поводок, а правой осторожно надевают намордник и закрепляют его ремнями.
Если собака пытается сбросить намордник, что бывает чаще всего, то нужно отвлечь ее или в строгом угрожающем тоне произнести запрещающую команду «фу», сопровождая ее сильным рывком за поводок. Некоторые злобные собаки во время попыток сбросить намордник огрызаются и даже набрасываются на дрессировщика. В таких случаях непременно применяют строгий ошейник и хлыст. Каждый момент спокойного поведения в наморднике надо поощрять поглаживанием и дачей лакомства.
Иногда, чтобы собака не боялась намордника и скорее привыкла к нему, практикуют скармливание ей мяса при надетом наморднике. По мере привыкания время пребывания в нем увеличивают до нескольких часов.
Намордник обязательно надевают собаке при прогулках по улицам, в многолюдных местах, при перевозке по железной дороге, на автомобилях и судах.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ ХОДИТЬ РЯДОМ (основная команда «рядом»)
Цель отработки навыка состоит в том, чтобы приучить собаку по команде «рядом» занимать место сбоку дрессировщика у его левой ноги. Собака должна быть на этом месте, когда она с человеком, во всех случаях: при стоянии на месте и в движении.
Отработка навыка ходить рядом является прежде всего условием для развития у собаки повиновения. Требование человека занимать постоянно одинаковое положение без команды является важным дисциплинирующим элементом в системе дальнейшего обучения собаки. Ни одна другая команда не используется так часто. Сами условия общения с собакой вынуждают постоянно применять команду «рядом»: при отработке других навыков и во время прогулок. Условный рефлекс у собаки на эту команду методично поддерживается человеком и поэтому является наиболее прочным.
К занятиям по выработке навыка ходить рядом приступают после того, как собака приучена к ошейнику и поводку, когда она без страха, смело и свободно бегает на всю длину поводка.
Занятия по выработке этого навыка проводят в полевых условиях или на специальных площадках, где мало отвлекающих факторов. Условным раздражителем является команда «рядом», безусловным – рывок за поводок. Отрабатывают навык следующим образом.
Дрессировщик берет собаку на короткий поводок, т. е. левой рукой ближе к ошейнику, а свободную часть поводка держит в правой. Собака находится у левой ноги. Поводок нужно держать свободно, чтобы во время движения собака могла отрываться от ноги дрессировщика вперед, назад или в сторону.
Выбрав направление, дрессировщик короткими шагами начинает движение вперед, позволяя собаке отходить в сторону, отставать или забегать вперед. Если она выбегает вперед, подают угрожающую команду «рядом» и рывком назад заставляют принять правильное положение у ноги. Если собака занимает правильное положение, то дрессировщик левой рукой поглаживает ее, ласкает, произнося команду «хорошо» и «рядом».
Если собака отошла в сторону, следует такой же рывок на себя и угрожающая команда «рядом». Когда собака отстает, делают рывок в направлении движения. После многократных упражнений в хождении по команде «рядом», сопровождаемой рывком за поводок, собака приобретает навык быстра возвращаться к ноге дрессировщика по одной лишь команде. Чтобы проверить, насколько прочно выработан условный рефлекс на команду «рядом», делают так: уловив момент, когда собака выбежит вперед или отстанет, дрессировщик, не делая рывка, произносит в угрожающем тоне команду «рядом». Если по этой команде собака возвратится к левой ноге, можно считать, что начало положено, условный рефлекс образовался. В противном случае повторяют прием в той же последовательности, применяя команду голосом и рывок поводком. Сильное принуждение довольно быстро заставляет собаку прочно усвоить, что каждый отход от ноги в сторону, отставание или забегание вперед влечет за собой болевое ощущение, а движение у ноги дрессировщика вполне безопасно.
Обучать этому навыку какими-либо другими приемами не следует, так как только таким способом можно выработать у собаки привычку внимательно следить за движениями дрессировщика и приспосабливаться к нему.
Потом навык «хождения рядом» постепенно усложняют. Если в начале занятий применяют движения только прямолинейные и медленные, то в дальнейшем собаку приучают к поворотам под разными углами и быстрой ходьбе.
Удерживая собаку на поводке в положении «у ноги», дрессировщик внезапно делает поворот направо, произносит команду «рядом» и делает рывок поводком. При повторении приемов с поворотами направо и налево у собаки образуется условный рефлекс на повороты дрессировщика.
Сигналом для собаки становится сам момент поворота; она стремится выполнить его, чтобы избежать неприятного рывка поводком.
При поворотах налево следует несколько сдерживать собаку, иначе можно наступить ей на лапы, что крайне нежелательно. Затем дрессируют собаку, чтобы она не отрывалась от хозяина при движениях быстрым шагом и бегом. Звуковую команду «рядом» увязывают с жестом; для этого в моменты, когда собака находится у ноги, дрессировщик одновременно с командой «рядом»легко ударяет себя ладонью левой руки по бедру. При частом повторении этот жест становится для собаки сигналом, заменяющим звуковую команду (условный рефлекс второго порядка).
Когда хождение на поводке будет отработано, собаку приучают ходить рядом без поводка. Делают это постепенно: идя рядом, незаметно отпускают поводок на землю; это дает собаке сразу почувствовать полную свободу. Если собака выбежит вперед или в сторону, не нужно брать поводок в руки, а надо только наступить на конец его ногой и таким образом заставить собаку вернуться на место.
Следует сказать, что нередко дрессировщики слишком рано переключаются на выработку навыка у собаки хождения рядом без поводка, т. е. вскоре, как только у собаки возникнет связь между командой «рядом» и ответным действием.
Может быть, у собаки образовался условный рефлекс, и она выполняет требования, но все же необходимо продолжать занятия на поводке и добиваться автоматической четкости. Поводок, как правило, способствует отработке безотказного навыка.
Могут спросить, следует ли во время обучения собаки на поводке применять строгий ошейник? Мы говорим – да, он не является помехой, а чаще всего ускоряет дрессировку. Собаки выбегают вперед, нарушая команду «рядом», дрессировщик рывком поводка возвращает их на место, и в данном случае строгий ошейник, безусловно, даст лучший эффект.
Если будет замечено угасание условного рефлекса на движение рядом без поводка, собаку снова берут на поводок.
Успех отработки навыка во многом зависит от четкости команд и умелого использования интонаций. Если перед каждым рывком за поводок произносить команду «рядом» в тоне угрозы, а при движении рядом у ноги ласковым, ободряющим голосом, то результаты сказываются очень быстро: собаки поразительно точно реагируют на интонацию Пользуясь интонациями постоянно в одном и том же значении, через некоторое время вы убедитесь, что достаточно только одной угрожающей команды (без рывка за поводок), чтобы заставить собаку сделать то, чего от нее требуют. Еще скорее собака будет занимать правильное положение у ноги по команде «рядом», получая за это соответствующее поощрение: мясо, ласковые команды «хорошо», поглаживание. В последующем благодаря этому контрастному методу дрессировки собака безотказно выполняет команду «рядом» без применения рывка за поводок.
СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ СОБАКИ (основная команда «гуляй»)
Так называемое свободное состояние предназначается для, разрядки нервного напряжения собаки, в котором она находилась во время занятий. Условным раздражителем является команда «гуляй», безусловным – сам факт свободы.
Отработку навыка рекомендуется проводить в перерывах между занятиями. Удерживая собаку на длинном поводке около себя, подают команду голосом «гуляй» и жестом, выбрасывая правую руку вперед.
Вначале собака не имеет особого желания отходить от хозяина, но в дальнейшем при повторных занятиях на команду «гуляй» она охотно отбегает и резвится.
Собаку на длинном поводке водят только в первые недели занятий, пока у нее не отработана ответная реакция на запрещающую команду «фу». По мере закрепления общего послушания собаку на прогулках освобождают от поводка, предоставляют ей полную свободу. Однако, если на участке прогулки появится сильный отвлекающий раздражитель, собаку немедленно берут на поводок, чтобы избежать неприятностей.
Во время прогулок с собакой на длинном поводке строгий ошейник обязательно снимают.
Условный рефлекс на команду «гуляй» можно легко выработать при выпуске собаки из помещения, используя момент снятия поводка, а также во время игры, связывая это всегда с командой «гуляй» и соответствующим жестом – выбрасыванием правой руки вперед.
Если по команде «гуляй» собака неохотно отходит от дрессировщика, последний сам быстро направляется вперед, увлекая за собой собаку, играет с ней, произнося команду»гуляй». Со временем собака начинает чётко разграничивать состояние отдыха (гулянья) и работы, очень живо проявляет ответную реакцию на команду «гуляй»;, активно стремится к свободе. Помимо предусмотренного перерыва в занятиях следует предоставлять отдых и в ходе самих занятий, если собака сильно утомилась.
Предоставление собаке свободного состояния рекомендуется особенно в первый период обучения хождению рядом с дрессировщиком: при отработке этого навыка собака находится в большом нервном напряжении, быстро устает и выходит из повиновения дрессировщика. Такое состояние нельзя оставлять без внимания, собаке требуется предоставить отдых.
ПОДЗЫВ СОБАКИ (основная команда «ко мне»)
Цель упражнения состоит в том, чтобы научить собаку быстро подходить к дрессировщику (хозяину) на его подзыв при любых обстоятельствах времени и окружающей обстановки.
Для отработки этого навыка используют главным образом пищевую реакцию собаки и ее привязанность к хозяину. Момент подхода нельзя связывать с какой-либо неприятностью для собаки, иначе она станет проявлять боязнь (трусость) и не будет подходить на подзыв. Команда «ко мне» всегда произносится спокойным ласковым тоном. При подходе собаки дрессировщик обязательно поощряет ее лакомством и ласковым обращением. Когда дрессировщик произносит команду «ко мне» повышенным тоном, собака либо не подходит к нему, либо крадется с явной опаской. Это постоянный результат неправильного использования интонаций в звуковых сигналах. Следовательно, вырабатывая условный рефлекс на команду «ко мне», в первый период обучения нельзя наказывать собаку за нечеткое исполнение подхода.
Условными раздражителями являются звуковая команда «ко мне» и жест – резкое опускание поднятой в сторону на уровень плеча левой руки вниз, безусловными – подергивание к себе за поводок и скармливание мяса.
Техника отработки навыка сводится к следующему. Когда собака во время свободного состояния находится на некотором удалении, дрессировщик называет ее кличку и произносит команду «ко мне», показывая лакомство. Услышав спокойную интонацию в голосе, чувствуя приятный запах пищи, собака охотно подходит к человеку. За это ее надо поощрить лакомством и ласковым поглаживанием.
Вначале собаку подзывают, когда она находится на близком расстоянии, и только по мере закрепления навыка расстояние постепенно увеличивают до 20 метров.
Если команду «ко мне» собака выполняет вяло, дрессировщику следует подбадривать ее своими действиями, например, убегая от собаки, увлекать ее за собой.
При подходе собаки дрессировщик похлопывает ладонью по своему бедру, заставляет ее сесть у левой ноги.
По мере закрепления безотказного подхода собаки на команду «ко мне» упражнения постепенно усложняют: вводят в игру отвлекающие факторы, реагировать на которые запрещают собаке голосом с угрожающими интонациями. Когда навык подхода будет закреплен, поводок снимают и дрессировку на подзыв проводят без него.
К собаке, которая сильно отвлекается на внешние раздражители, следует применять рывок поводком, однако при подходе обязательно повторять команду «ко мне» и давать лакомство. В последующем команду «ко мне» увязывают с жестом, означающим тот же сигнал: одновременно с командой «ко мне» вытягивают левую руку в сторону на уровень плеча и быстро опускают вниз, прижимая к бедру. После нескольких повторений жест приобретает равноценное с командой значение.
Звуковой сигнал и жест чередуют и подают с разных расстояний.
Навык подхода к дрессировщику можно отрабатывать с первого дня занятий, используя для этого любой случай. При открытии дверцы помещения, где содержится собака, дрессировщик, предлагая ей пищу, произносит команду «ко мне», собака, как правило, подходит, чтобы получить лакомство. Этот момент точно также надо увязать с командой «ко мне».
В последующем подход собаки к человеку совершенствуют при групповых занятиях, вырабатывая быстроту и четкость исполнения.
ОТРАБОТКА ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ КОМАНДЫ «ФУ»
Для предупреждения или прекращения каких-либо нежелательных действий, у собаки вырабатывают условный рефлекс на запрещающую команду «фу».
Этот условный рефлекс вырабатывают, применяя болевые безусловные раздражители: рывок за поводок, пристегнутый к строгому ошейнику (парфорсу) или удар хлыстом по крупу. Команду «фу» и рывок за поводок или удар хлыстом надо применять в тот самый момент, когда собака намерена произвести какое-либо нежелательное действие.
Команду «фу» произносят резко, всегда с угрожающей интонацией и только при необходимости. Без надобности эту команду произносить нельзя, иначе она потеряет свое значение.
Для занятий выбирают участок, где встречаются различного рода отвлекающие раздражители. На собаку надевают строгий ошейник (парфорс) и отпускают ее от себя на половину длинного поводка. Если собака без команды попытается наброситься на какое-либо животное или на постороннего человека, произносят команду «фу» и одновременно делают поводком сильный рывок, который причиняет боль и вынуждает собаку немедленно прекратить нежелательное действие. В тех случаях, когда собака, намеревающаяся совершить нежелательное Действие, находится в непосредственной близости к дрессировщику, последний вместе с запрещающей командой «фу» применяет хлыст. Выполнение собакой команды необходимо поощрять.
Во всех случаях сила рывка за поводок или удара хлыстом должна соответствовать физическому состоянию собаки и ее характеру.
Когда собака прекращает нежелательные действия по одной команде, без принуждения, отработку навыка постепенно усложняют: при наличии отвлечений собаку отпускают на всю длину поводка, а затем вовсе освобождают от него. Всякий раз, когда собака стремится наброситься на отвлекающие раздражители, дрессировщик прибегает к поводку или строгому ошейнику и хлысту.
Команду «фу» применяют и в тех случаях, когда собака без ведома дрессировщика пытается самостоятельно взять корм из рук постороннего человека или найденный на земле.
Условный рефлекс на команду «фу» можно считать закрепленным тогда, когда свободно гуляющая собака, увидев ранее отвлекавший ее раздражитель, молниеносно бежит к дрессировщику или набрасывается на постороннего человека который предлагает ей корм.
ПОСАДКА СОБАКИ (основная команда «сидеть»)
Условным раздражителем является команда «сидеть» и жест – резкое поднятие вверх правой руки ладонью вперед.
Отрабатывают навык посадки в таком порядке. Дрессировщик ставит собаку на коротком поводке с левой стороны от себя, затем поворачивается вполоборота в ее сторону, правой рукой берет поводок в 10–15 сантиметрах от ошейника, кисть левой руки кладет на круп собаки и, произнося команду «сидеть», надавливает вниз, принуждая ее сесть на задние ноги. Поводок одновременно подтягивает вверх с некоторым наклоном вниз, как бы осаживая собаку. Если собака сопротивляется, надо рукой придержать ее в сидячем положении. Каждую правильную посадку следует поощрять лакомством и ласковой командой «хорошо». А при попытках собаки встать надо повторить команду «сидеть» и сопровождать ее сильным нажимом на круп.
Команду «сидеть» надо произносить каждый раз до нажима на круп и действия поводком. Многократное повторение указанных действий приводит к тому, что собака начинает садиться только по команде.
Чтобы убедиться, насколько прочно закреплен у собаки рефлекс на команду «сидеть», ее произносят, не производя нажима на круп. Если ответной реакции не последует, нужно снова прибегнуть к применению непосредственных раздражителей.
Когда рефлекс посадки на команду «сидеть» будет сравнительно прочно закреплен, дрессировщик переходит к совершенствованию этого навыка, отрабатывая у собаки выдержку.
Это делается так. После посадки собаки дрессировщик, удерживая рукой конец длинного поводка, осторожно, чтобы не дернуть за поводок, медленно отходит в сторону, повторяя команду «сидеть» повышенным тоном.
При повторении упражнения начинают отходить от сидящей собаки на всю длину поводка в разные стороны, предотвращая ее попытки сорваться с места той же командой «сидеть».
Вначале не обращают внимания на правильность посадки, а отрабатывают выдержку у собаки; позднее, по мере закрепления этого условного рефлекса, исправляют недостатки в выполнении посадки: заваливание крупа, постав головы и т.п.
При отходе от сидящей собаки длинный поводок, находящийся в руке у дрессировщика, может натянуться и сорвать собаку с места. Поэтому заранее нужно разобрать поводок, чтобы он не был запутан, положить его на землю, удерживая в руках лишь самый конец поводка.
По мере закрепления навыка время выдержки постепенно увеличивают до 5 минут. Чтобы глубже закрепить это качество, дрессировщик скрывается за укрытие. Если собака проявляет беспокойство или пытается встать с места, немедленно произносят команду «сидеть» в угрожающем тоне, а когда животное остается на месте, не срывается, его поощряют командой «хорошо», дают мясо, ласково поглаживают.
Выработку у собаки рефлекса второго порядка – посадки на жест – производят таким методом. С расстояния 4–5 метров от лежащей собаки произносят команду «сидеть» и одновременно резко выбрасывают правую руку снизу вверх ладонью наружу. Как только собака сядет, руку опускают вниз. Жесты необходимо подавать четко и однообразно; только при этом условии можно ожидать и требовать от собаки быстрого, четкого и безотказного выполнения команды. Однако нужных результатов можно достигнуть только путем многократного повторения упражнения, совмещая жест и команду, поощряя исполнение лакомством.
В тех случаях, когда собака отказывается выполнять требование сидеть по одному жесту, нужно повторить команду, если этого мало, использовать непосредственный раздражитель – нажатие рукой на круп.
В дальнейшем этот навык необходимо совершенствовать и закреплять как при индивидуальных занятиях, так и при групповых. Занятия проводят в местах, где есть отвлекающие раздражители, в разное время суток и в разных метеорологических условиях.
Совершенствование навыка посадки заключается в том, чтобы всякий раз по первому требованию дрессировщика собака садилась правильно: не заваливала круп и держала голову перед дрессировщиком.
УКЛАДКА СОБАКИ (основная команда «лежать»)
Этот навык обычно отрабатывают после усвоения собакой команды «сидеть».
Условными раздражителями является команда «лежать» и жест – резкое опускание поднятой правой руки вниз при небольшом наклоне корпуса вперед, безусловными – надавливание или «подсекание».
Дрессировку проводят так. Собаку держат на коротком поводке у левой ноги в положении «сидеть». Повернувшись к собаке, дрессировщик опускается на правое колено, произносит команду «лежать» и в то же время левой рукой нажимает на холку, а правой осторожно тянет за поводок вперед и вниз или в момент надавливания левой рукой на холку осторожно оттягивает правой рукой передние конечности вперед.
Как только собака ляжет, дрессировщик ласково произносит команды «лежать», «хорошо» и, удерживая ее некоторое время в лежачем положении, поглаживает, повторяет команду «лежать», дает лакомство, а затем разрешает ей побегать. Когда собака погуляет, прием нужно повторить.
Укладка может быть произведена и путем мягкого «подсекания» передних конечностей у сидящей собаки. Левой рукой нажимают на холку, а правой рукой проводят от живота к передним ногам и мягко подсекают их.
Эти приемы нужно сопровождать повторением команды «лежать», причем левую руку некоторое время держат на холке. Удерживая в таком положении, собаку поощряют лакомством, поглаживают и повторяют команду.
По мере образования условного рефлекса на команду «лежать» дрессировщик, уложив собаку, отходит от нее на 2–3 метра, не натягивая поводка; затем возвращается к собаке, ласкает ее, произносит команды «лежать» и «хорошо», снова отходит на расстояние 5–6 метров. После этого подзывает собаку к себе. При попытке собаки подойти к дрессировщику без команды он подает команду «лежать» в повышенной интонации, а при срывах немедленно возвращает собаку на место.
Ответная реакция на команду «лежать» образуется у собаки сравнительно быстро, в течение двух-трех занятий. После этого дрессировку можно проводить на длинном поводке с некоторого расстояния.
Добившись от собаки укладки по команде, переходят к отработке навыка на жест. Усадив собаку на расстоянии 5–6 метров перед собой, произносят команду «лежать» и одновременно поднятую правую руку тут же опускают вниз.
Безусловно, чем дальше находится дрессировщик от собаки, тем меньше и слабее становится его влияние. В таких случаях команда произносится в более резких и требовательных тонах.
Если собака сядет или встанет без команды дрессировщика, он немедленно должен заставить собаку лечь, подергивая поводок правой рукой книзу.
В тех случаях, когда собака на команду и жест с расстояния не ложится, необходимо подойти к ней и проделать несколько раз укладку, применяя непосредственный раздражитель.
Каждое выполнение собакой данной команды или жеста поощряется лаской и лакомством. В тех случаях, когда собака не выполняет приказание, отданное даже в повышенной интонации, команду «лежать» повторяют и делают легкий рывок за поводок. Этого бывает достаточно. Как только выполнение команды «лежать» и жеста с различного расстояния будет достаточно четким, можно переходить на отработку навыков без поводка. В это же время устраняют отдельные мелкие недостатки, допускаемые собакой при укладке: частичный срыв с места, попытку подхода к дрессировщику без команды, некоторое заваливание крупа в сторону и т.д. Навык постепенно совершенствуется и закрепляется, силу и степень воздействия условных и безусловных раздражителей уменьшают, время выдержки (нахождение собаки в положении «лежать») удлиняют до 5 минут.
СТОЯНИЕ СОБАКИ НА МЕСТЕ (основная команда «стоять»)
В ряде случаев требуется, чтобы собака некоторое время правильно стояла на месте, не заваливая и не опуская, корпуса. Продолжительное и спокойное состояние собаки требуется во время ветеринарного осмотра, чистки и при оценке экстерьера на выставках. Условным раздражителем для выработки этого навыка являются команда «стоять» и жест, безусловным – нажатие рукой на низ живота.
Навык стоять отрабатывают параллельно с другими упражнениями курса общей дрессировки.
Находясь с правой стороны сидящей собаки, произносят с повышенной интонацией команду «стоять» и одновременно правой рукой делают рывок поводком вперед и вверх, а левой – нажимают на низ живота, как бы поднимая собаку, при этом в мягком тоне повторяют команду «стоять». Как только собака примет требуемое положение, ее поглаживают, одобряют командой «хорошо», дают лакомство и после небольшой выдержки произносят команду «гуляй». Такие упражнения требуется повторять несколько раз. Рефлекс на команду «стоять» с успехом можно отработать во время чистки собаки. Если дрессировщик каждый раз при попытке собаки сесть будет произносить команду «стоять» и нажимать рукой на низ живота, то через некоторое время у нее выработается прочный навык вставать на эту команду.
Выполнение команды постепенно совершенствуют. Как только собака сравнительно четко выполняет команду «стоять», подаваемую рядом и с расстояния, приступают к выработке у нее условного рефлекса второго порядка – на жест.
Вначале с расстояния 3–5 метров заставляют собаку из положения «сидеть» выполнять команду «стоять», поднимая левую руку ладонью вверх и на уровень плеча и не сгибая ее в локте.
После неоднократных повторений команды голосом в сочетании с жестом у собаки образуется ответная реакция на жест, и она безотказно отвечает на него, как и на команду «стоять». В дальнейшем этот навык, как и другие, постепенно закрепляют и совершенствуют.
ОТРАБОТКА ВЫДЕРЖКИ
При выработке у собаки навыков, относящихся к курсу общей дрессировки, наряду с образованием условных рефлексов отрабатывают и последовательно закрепляют выдержку.
Выдержка – это тормозной рефлекс, который сдерживает срывы собаки с места во время выполнения того или иного-приема.
Техническое построение упражнений при отработке выдержки каждый раз обусловливается степенью конкретного навыка.
Например, когда дрессировщик отрабатывает у собаки навык садиться по команде «сидеть», он постепенно начинает приучать ее к выдержке. Делается это так.
При отходе дрессировщика собака пытается идти вслед за ним, в это время строгой командой «сидеть» надо заставить ее остаться на месте. Если собака при уходе дрессировщика не срывается с места, он через некоторое время (через 1–2 минуты) возвращается, ласкает собаку и скармливает ей лакомство. Таким образом, постепенно вырабатывают у собаки выдержку сидеть в отсутствии хозяина до 5 минут и более.
К выдержке приучают собаку и при отработке других навыков из курса общей дрессировки: при стоянии, перед прыжком через барьер, перед посылкой за брошенным предметом и т.д.
Выдержку у собаки отрабатывают, как правило, на длинном поводке. Некоторые малоопытные дрессировщики при первоначальных занятиях забывают об этом и занятия проводят на коротком поводке. Это непозволительная ошибка, она мешает успеху дела. При отходе от собаки малейшее натяжение поводка заставляет ее срываться с места.
Длинный поводок, если он не запутан, дает свободу действия дрессировщику при отходе; поводок постепенно разматывается, не затрагивая собаку.
Для закрепления выдержки занятия проводят, когда на местности есть отвлекающие раздражители.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБАКИ НА МЕСТО (основная команда «место»)
Выработка у собаки прочного рефлекса на команду «место» вызывается самим ходом практических занятий. При обучении с расстояния навыкам «лежать», «стоять» и другим собака зачастую самовольно срывается с места и приходит к дрессировщику. Но чтобы собака по требованию дрессировщика возвращалась на прежнее место, у нее надо выработать этот навык.
Навык вырабатывается следующим образом. Дрессировщик, находясь вместе с собакой, подает команду «сидеть», оставляет около нее свою вещь – головной убор или хорошо свернутый поводок – и медленно уходит от собаки, пока она не побежит вслед за ним. Как только собака настигнет дрессировщика, он немедленно останавливается и командой «место»заставляет собаку вернуться к оставленной вещи.
Если собака на команду «место» не реагирует (вначале так и бывает), тогда дрессировщик рывком за поводок приводит собаку к оставленным вещам, усаживает ее, произнося, команду «сидеть», и после некоторой паузы удаляется вновь. Если собака пытается сорваться с места, дрессировщик громким голосом произносит «место». По мере образования у собаки условного рефлекса на команду «место» расстояние увеличивают, дрессировщик подзывает собаку к себе и потом командой «место» возвращает ее обратно. Такие упражнения проделывают несколько раз, пока у собаки не закрепится условный рефлекс.
А может случиться так, что при отходе дрессировщика собака не бежит за ним. В этом случае дрессировщик оставляет вещь и убегает от собаки; собака бежит за ним. Тогда дрессировщик командой возвращает ее на место.
Рефлекс на команду «место» можно выработать и другим, более простым способом. Каждый раз при впуске собаки в помещение, надо произносить команду «место». Собака быстро усваивает это.
ОБУЧЕНИЕ АППОРТИРОВКЕ (основная команда «аппорт»)
Аппортировка – это навык собаки схватывать или поднимать брошенный предмет, держать его в пасти и подносить к хозяину.
Звуковой сигнал команды «аппорт» означает «возьми, схвати и подай хозяину». В качестве аппортировочного предмета может быть специально сделанная небольшая деревянная палочка и другие нетяжелые, различные по форме предметы: перчатки, сумочка и т.д.
Аппортировка является важным звеном специальной дрессировки. Если дрессировщик сумеет привить собаке «любовь» к аппортировочному предмету, ему будет проще отрабатывать целый ряд сложных специальных навыков. Собака будет активно охранять предметы хозяина и с интересом отыскивать аппортировочный предмет, спрятанный им или унесенный посторонним человеком.
Техника дрессировки для выработки у собаки такого навыка должна строиться главным образом на свободном проявлении врожденной реакции и меньше всего на принудительных действиях.
Для образования условного рефлекса дрессировщик должен каким-то образом вызвать у собаки желание схватывать предметы. Лучшим способом приучения к этому является известный прием «оживления» аппортировочного предмета перед глазами собаки. Любой быстро движущийся предмет является достаточно сильным раздражителем для проявления врожденной реакции (инстинкта) – схватывания; собака с увлечением бежит за брошенной палкой.
Для выработки рефлекса на команду «аппорт» и отработки навыка аппортировки пользуются несколькими приемами. Например, дрессировщик держит в правой руке аппортировочный предмет и помахивает им, сопровождая свои действия командой «аппорт». Это возбуждает собаку, и она пытается схватить мелькающий перед ее глазами предмет. Как только это ей удается, нужно немедленно произнести команду «аппорт» и «хорошо», придерживая предмете пасти собаки. Если по команде собака возьмет предмет в пасть из рук и будет некоторое время держать его, то можно эту вещицу забросить, вначале недалеко, и послать собаку принести ее. Перед бросанием всегда возбуждают собаку, помахивая предметом. Если собака сразу не выполнит команду, дрессировщик специально подбрасывает предмет, возбуждая этим желание схватить его.
За подноску брошенного аппортировочного предмета собаку нужно обласкать, поиграть с ней и дать лакомство. Чтобы собака не выпускала предмета из пасти без команды «дай», дрессировщик спешит навстречу, сажает ее перед собой с предметом в зубах, произносит дополнительную команду «дай», берет из пасти предмет и тут же поощряет собаку.
При попытке собаки выпустить предмет подается угрожающая команда «аппорт».
В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку не сразу посылают за брошенным предметом, а после выдержки, для чего, бросив предмет, подают в повышенной интонации команду «сидеть» и при необходимости сопровождают это рывком за поводок; принуждают собаку сидеть с аппортировочным предметом и носить его в зубах при хождении рядом с дрессировщиком.
В ряде случаев аппортировку можно отработать методом принуждения. Дрессировщик, держа аппортировочный предмет в правой руке, пальцами левой руки сильно нажимает на нижнюю челюсть собаки, заставляя ее открыть пасть. Как только собака откроет пасть, в нее осторожно вкладывают аппортировочный предмет и моментально прекращают надавливание пальцем на челюсть, чтобы устранить неприятное болевое ощущение. Одновременно с этим подают команду «аппорт» и «хорошо» и ласкают собаку. После нескольких упражнений собака, услышав команду «аппорт», чтобы избежать неприятного болевого ощущения от надавливания на нижнюю челюсть, сама схватывает аппортировочный предмет.
Однако следует отметить, что дрессировка собак методом принуждения редко дает желаемые результаты. У собак, дрессируемых таким способом, интерес к аппортировочному предмету теряется быстрее, чем у собак, подготовленных на: естественной заинтересованности.
Бывают случаи, когда собака держит в зубах аппортировочный предмет, бегает с ним, но не подходит на подзыв. В таких случаях следует подать команду «сидеть», а затем, подойдя к собаке, взять из пасти предмет.
Отдельные собаки весьма трудно воспринимают этот вид дрессировки. К ним приходится применять самые разнообразные способы, чтобы найти подходящий момент для увязки команды с действиями собаки. В таких случаях предметом для схватывания служат разнообразные тряпочки, мячики, свежие кости и подобные им вещи.
Иногда пользуются способом «перенимания»: перед глазами не поддающихся дрессировке собак ставят хорошо работающую собаку, которая быстро бежит за брошенным предметом и получает лакомство.
Чтобы собака не выпускала из пасти предмета во время хождения рядом, дрессировщик ускоряет движение, увлекая ее за собой. Затем переводит собаку с быстрого шага на замедленный и, наоборот, с замедленного на быстрый. Таким способом приучают собаку носить предмет в зубах при движениях на местности.
В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку приучают, чтобы она с предметом в зубах сидела и стояла в отсутствие дрессировщика. Чтобы не допустить перегрузки и поддержать у собаки известную заинтересованность держать в зубах аппортировочный или другой предмет, часто повторять такие упражнения не рекомендуется.
Аппортировка среди остальных навыков из курса общей дрессировки является одним из первостепенных упражнений, На основе аппортировки строятся некоторые специальные упражнения. Поэтому в ходе занятий необходимо практиковать забрасывание аппортировочного предмета в разные стороны и заставлять собаку находить его. Каждый раз, посылая собаку за брошенным предметом, надо подавать команду «ищи» и сопровождать ее жестом в направлении брошенного предмета. Это является очень важной предпосылкой для успешной дрессировки собаки по обыску местности.
В процессе занятий следует добиваться от собаки, чтобы она «любила» аппортировочный предмет, а для этого надо придерживаться основной методики обучения, основанной на заинтересованности, способа принуждения следует избегать.
ПОЛЗАНИЕ СОБАКИ (основная команда «ползи»)
Условным раздражителем для выработки у собаки навыка ползти вместе с дрессировщиком служит звуковой сигнал-команда «ползи» и поведение самого дрессировщика.
Непосредственным (безусловным) раздражителем является надавливание рукой на холку собаки и подтягивание за поводок.
Занятия проводятся на сухой, ровной незахламленной местности. Навык ползания отрабатывают в таком порядке: дрессировщик ложится на правый бок, подает команду «лежать» и одновременно укладывает собаку с левой стороны от себя с таким расчетом, чтобы ее голова приходилась у его левого плеча. Пока собака ложится, ее ласкают и понемногу скармливают лакомство. Когда собака успокоится, дрессировщик, держа в правой руке поводок ближе к ошейнику, накладывает легонько кисть левой руки на холку собаки, произносит команду «ползи» и одновременно сам делает движение вперед. При этом, опираясь на локоть правой руки, он поводком подтягивает за собой собаку.
Если собака во время первого движения попытается встать, дрессировщик произносит команду «ползи» и снова надавливает рукой на холку, не позволяя подниматься.
При правильном передвижении, когда собака ползет не поднимаясь, дрессировщик ее поощряет командой «хорошо», поглаживает и дает лакомство. Преодолев ползком 10–12 метров, делают минутную паузу, во время которой собаку поощряют ласковыми командами и лакомством. Затем дрессировщик вновь продолжает переползать, произнося команды «ползи», «хорошо», «ползи», поводком побуждает собаку и увлекает ее за собой.
Как только у собаки закрепится условный рефлекс на команду «ползи», ее начинают приучать ползать без поводка. Для этого свободно пускают поводок на землю и, приняв удобное положение для ползания, подают команду «ползи», передвигаясь вместе с собакой. Если собака без поводка попытается отбежать в сторону, следует снова прибегнуть к поводку.
Постепенно навык ползания усложняют, приучая собаку к ползанию на разной по характеру местности и увеличивают расстояния до 20–25 метров. Затем собаку заставляют переползать небольшие расстояния на открытой местности самостоятельно без поводка только по одной команде «ползи».
При отработке данного навыка у собаки образуется условный рефлекс на поведение дрессировщика. Если он ложится, собака подражает его примеру.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Обучение преодолевать разного рода препятствия: забор, живую изгородь, канавы, лестницу, бум – способствует физическому развитию служебной собаки, вырабатывает у нее определенную сноровку, смелость и гибкость в движениях.
Только с этой целью, еще в период выращивания, молодую собаку приучают к лазанию по небольшим лестницам, прыжкам через небольшие препятствия, вырабатывая у нее твердое и уверенное стремление к достижению цели.
ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ЗАБОР (основная команда «барьер»)
При отработке данного навыка учитывается прежде всего, естественная (врожденная) способность собаки к прыжкам. Поэтому при построении упражнения дрессировщик должен найти способ лучшего сочетания этой врожденной способности с условными сигналами: командой «барьер» и жестом.
Условными раздражителями являются команда «барьер» и жест в виде выбрасывания правой руки в сторону препятствия, безусловным – лакомство за выполнение команды.
Занятия проводятся на специальных площадках, оборудованных препятствиями: изгородями, заборами, лестницами, бумами и канавами.
Чтобы собака не боялась препятствий, ее предварительно знакомят с ними. Для этого до начала занятий некоторое время гуляют с собакой вблизи тех препятствий, которые ей предстоит преодолевать. Затем дрессировщик должен подобрать соответствующий раздражитель, чтобы вызвать естественное желание собаки к совершению прыжка. Решают эту задачу разными способами. Например, собаку сажают на длинном поводке в двух шагах перед разборным забором высотой не больше одного метра. Перекинув поводок на другую сторону забора, дрессировщик переходит сам и подзывает собаку командой «ко мне», а в момент прыжка подает команду «барьер». Такие действия в течение урока повторяют 3–4 раза. Каждый раз, когда собака самостоятельно преодолевает забор, ей дают лакомство.
Другой более эффективный способ. Дрессировщик бежит к препятствию вместе с собакой удерживая ее на поводке, и, повторяя команду «барьер», сам перепрыгивает через забор и увлекает за собой собаку. Такие действия надо повторить несколько раз и в каждом случае за выполнение команды поощрять собаку. В дальнейшем дрессировщик подбегает вместе с собакой вплотную к препятствию, но сам не прыгает, а заставляет собаку одну совершать прыжок по команде «барьер».
В момент, когда собака прыгает через низкое препятствие, дрессировщик с повышенной интонацией произносит команду «барьер», а после удачного прыжка командой «хорошо» одобряет ее и дает лакомство. Повторяя несколько раз это упражнение и каждый раз связывая момент прыжка с командой «барьер», добиваются того, что эта команда закрепляется и служит потом для собаки основным заставляющим фактором для прыжка через препятствие.
Низкие заборы собака, как правило, перепрыгивает. С увеличением высоты забора у собак появляется трусость. В этом случае дрессировщик должен помочь собаке преодолеть препятствие.
Делается это так. Усадив собаку в двух метрах перед забором, произносят команду «барьер», выбрасывая правую руку в сторону препятствия, в момент прыжка собаку подхватывают и поднимают вверх, помогая зацепиться передними лапами за верхний край забора. В это же время с повышенной интонацией повторяют команду «барьер». Зацепившись за край забора, собака подтягивается на забор и спрыгивает на противоположную сторону. В случае отказа от прыжков высоту препятствия на глазах у собаки уменьшают и после отдыха повторяют упражнение.
Каждый раз при прыжке через забор повторяют команду «барьер», а после удачного прыжка собаку ласкают и дают ей лакомство.
Для преодоления забора высотой до двух метров большая длина разбега не нужна, обычно собака делает прыжок на пятый шаг от начала разбега. При большем разбеге собака теряет нужный темп и ритм движения перед прыжком.
Собакам, которые «заинтересованы» в аппортировке, через препятствие бросают знакомый предмет, сопровождая бросок командой «барьер». Такой прием является сильным раздражителем, понуждающим к прыжку.
Для собак злобных, проявляющих активно-оборонительную реакцию на человека, в качестве заставляющего фактора в прыжке через препятствие может стать помощник, который, находясь на противоположной стороне забора, дразнит собаку и делает попытку к бегству. Дрессировщик, держа за конец поводок, пускает собаку, а момент прыжка через препятствие связывает с командой «барьер».
Наконец, для собаки, у которой преобладает пищевая реакция, рекомендуется на ее глазах бросить через препятствие кость или мясо. Стремление к пище обязательно вызовет у такой собаки двигательную реакцию – прыжок.
В ряде случаев применяют способ подражания. На расстоянии 5–6 метров от препятствия ставят группу собак и поочередно по команде «барьер» пропускают их одну за другой через забор, в первую очередь хорошо работающих, а затем остальных.
По мере закрепления команды «барьер» вырабатывают исполнение этой команды на жест. Собаку сажают перед препятствием (забор, канава) на расстоянии двух метров, подают команду «барьер» и одновременно делают жест, выбрасывая руку в направлении препятствия. В момент прыжка повторяют команду «барьер». Если собака перепрыгнула удачно, дрессировщик быстро переходит к ней, ласкает ее и дает лакомство.
В то же самое время, применяя запрещающую команду, вырабатывают у собаки выдержку перед прыжком. Делают это постепенно, начинают с секунды и доводят до 1–2 минут.
По мере закрепления связи команды с действием, когда собака без принуждения, только по одной команде или жесту, будет преодолевать низкие заборы, высоту препятствий постепенно увеличивают до двух метров.
Не надо стремиться к преодолению препятствий выше двух метров: прыжки с большой высоты вредно отражаются на организме животного. Если собака во время прыжка получает ушибы, она долгое время будет бояться прыгать через высокие препятствия.
Не следует проводить занятия, связанные с прыжками, сразу после кормления собаки.
Почва вокруг забора, предназначенного для прыжков, должна быть взрыхленной, очищенной от камней и мусора, а заборы – достаточно прочными, чтобы при сильном толчке лапами они не могли опрокинуться или прогнуться.
Иногда вместо того, чтобы перепрыгнуть через забор, собака пытается обежать его. Для предотвращения таких действий рекомендуется приделывать по концам забора дополнительные крылья, которые бы мешали обегать препятствие.
Отработка навыков по преодолению канав, изгородей и других преград производится в такой же последовательности, как и описанная выше отработка навыков по преодолению забора. Отработку начинают с того, что вместе с собакой перепрыгивают неширокую канавку и каждый раз перед прыжком произносят знакомую команду «барьер». Момент прыжка всегда связывают с этой командой. В последующем по команде собака стремится преодолевать канавы и овраги самостоятельно.
Если собаку посылают через канаву по бревну или узкому мостику, подают команду не «барьер», а «вперед». Эта команда применяется при хождении по буму.
ХОЖДЕНИЕ ПО БУМУ (основная команда «вперед»)
Приучая собак ходить по буму, вырабатывают смелость и координацию движений. Необходимость отработки этого навыка вызывается и тем, что с такого рода препятствиями собаки часто встречаются в практической службе.
Условными раздражителями служат звуковая команда «вперед» и жест – выбрасывание правой руки в сторону движения.
Бум – толстая доска или бревно длиной около 10 метров, прочно закрепленное на двух столбах, врытых в землю. Высота бума от земли не превышает одного метра. Для входа на бум и спуска с него делают специальные откосы.
Навык отрабатывают так. Удерживая собаку на коротком поводке, дрессировщик подходит к буму со стороны откоса и становится перед ним. Расправив поводок и подав команду: «вперед», жестом правой руки показывает на откос, а левой делает легкие рывки за поводок, побуждая собаку взойти на перекладину. Как только собака сделает первое движение по буму, ее немедленно поощряют командой «хорошо» и в то же время, придерживая левой рукой за поводок ближе к ошейнику, осторожно продвигаются вперед вместе с собакой к противоположному концу бума. В первый день занятий собака пытается спрыгнуть с бума и уйти от исполнения команды. Чтобы не допустить этого, нужно поддерживать собаку правой рукой за поводок, а левой под живот, не позволяя ей спрыгнуть на землю. Во время продвижения по буму собаку все время успокаивают, поглаживают, повторяя команду «вперед». Когда собака дойдет до конца перекладины и спрыгнет, ей предоставляют «свободное состояние» и дают отдых.
После нескольких упражнений у собак вырабатывается навык не только по команде «вперед», но и по одному жесту смело и спокойно ходить по буму.
В порядке закрепления навыка эти упражнения продолжают совершенствовать: приучают собаку переходить по бревну через канавы, наполненные водой, разного рода рвы и заболоченные места.
При переходе собаки по мостикам, напоминающим бум, дрессировщик идет сзади и повторяет команду «вперед».
Если при переходе по бревну или по доске через канаву собака проявляет трусость, дрессировщик может перейти первым, а потом командой «ко мне» подозвать собаку.
На первых занятиях по преодолению таких препятствий, как глубокие канавы и рвы, следует применять более широкие доски и бревна; по мере выработки у собаки смелости и выровненности в движениях ширину досок уменьшают.
Обучение навыку хождения по буму проводится почти одновременно с другими упражнениями по преодолению препятствий.
ЛАЗАНИЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ (основная команда «лестница»)
Приучать собаку ходить по лестнице целесообразно в щенячьем возрасте. Специальная лестница для дрессировки должна быть короткая, с широкими ступеньками. Стимулом к лазанию являются пища и подзыв к себе.
На дрессировочной площадке, где проводят замятия, строят специальной конструкции лестницу с двумя небольшими площадками наверху. Одна сторона лестницы более крутая, типа чердачной, другая сторона – отложе, с широкими ступеньками, напоминающая лестничную клетку жилого дома.
Главная цель этих упражнений – развить у собаки силу, смелость и координацию движений.
Условными раздражителями являются команда «лестница» и жест – выбрасывание правой руки в сторону лестницы, безусловными – подергивание за поводок перед началом вхождения собаки на лестницу и в конце упражнения – поощрения и лакомство.
Для образования условного рефлекса на звуковой сигнал, «лестница» используют врожденные реакции собаки.
Чтобы заставить собаку подняться на лестницу, требуется подобрать соответствующий раздражитель, который потом явится заставляющим фактором преодолевать такого рода препятствия.
Техника отработки навыка такова. Дрессировщик, держа собаку на поводке с левой стороны от себя, начинает подниматься с нею по отлогой лестнице с широкими ступеньками. Сделав первые шаги, он произносит команду «лестница» и, осторожно поддерживая собаку за ошейник, не спеша передвигается вместе с ней.
В первое время основными стимулами к движению собаки по лестнице являются: движение самого дрессировщика, показ и дача лакомства.
В тех случаях, когда собака проявляет трусость, дрессировщик осторожно переставляет лапы животного на следующие ступени лестницы, непрерывно одобряет и поглаживает собаку, произнося знакомую ей команду «лестница» и «хорошо». По достижении первой площадки делается минутный отдых, собаку поощряют лаской и лакомством.
Если собака пытается сойти вниз, ее отвлекают игрой, одобряют командой «хорошо», поглаживают и дают лакомство.
Спуск с лестницы для собаки значительно труднее, чем подъем. Поэтому в начале обучения этому навыку дрессировщик находится впереди собаки и командой «ко мне» увлекает ее за собой, внимательно следя за ее передвижением. Поводок необходимо хорошо собрать, иначе в нем можно запутаться. Когда собака сойдет с лестницы, дрессировщик поощряет ее.
Отдельные собаки при подъеме и спуске торопятся, в результате чего могут упасть с лестницы и получить ушибы. Чтобы избежать этого, дрессировщик сдерживает собаку.
Собак, имеющих склонность к аппортировке, можно послать на лестницу и таким способом. Дав собаке поиграть аппортировочным предметом, бросают его на первую площадку лестницы и по команде «аппорт» посылают ее за ним, сопровождая движение по лестнице основной командой «лестница». Если у собаки преобладает пищевая реакция, можно использовать кусок мяса или кость. Забросив их на площадку, посылают собаку, сопровождая движение по лестнице командой «лестница». Если собака сильно привязана к своему хозяину, можно воспользоваться и этим: убежать по лестнице на площадку и звать собаку к себе. Полезным бывает и способ подражания, т. е. пуск вперед собаки, умеющей хорошо выполнять команду «лестница».
После того как собака будет смело и охотно подниматься по лестнице и спускаться вместе с дрессировщиком, ее посылают одну без поводка. В этом случае дрессировщик управляет с расстояния командами и жестами. Делается это так. Собаку усаживают перед лестницей, отстегивают поводок, делают шаг вперед и одновременно голосом и жестом (выбрасывание правой руки вперед) посылают на лестницу. Когда собака поднимается к первой площадке, дрессировщик внимательно наблюдает за движением, повторяя команду «лестница» и «хорошо». Когда же собака достигает второй площадки, дрессировщик быстро перебегает на противоположную сторону лестницы, куда должна спуститься собака, и командой «ко мне» и жестом подзывает ее к себе и поощряет.
Если собака на подзыв спускается неохотно, дрессировщик делает вид, что убегает от нее. Чтобы не потерять хозяина, собака обязательно спешит к нему вниз по лестнице.
Ни в коем случае при спуске собаки с лестницы нельзя оставлять на ее шее поводок, так как он будет мешать ей сохранить равновесие. Незначительное натяжение или случайная задержка поводка может нарушить равновесие и собака упадет.
В порядке совершенствования и закрепления навыка лазить по лестнице иногда командой «сидеть» заставляют собаку, чтобы она некоторое время оставалась на верхней площадке лестницы и сидела.
Приучая собаку лазить по лестнице, сначала ее пускают на более отлогую, с широкими ступеньками, а потом занимаются на более сложных лестницах, с узкими и круглыми ступеньками, типа пожарной.
При отработке таких упражнений нужно соблюдать осторожность в обращении с собакой, особенно в момент нахождения ее на лестнице. Достаточно собаке хотя бы один раз получить ушиб, как она станет бояться одного вида лестницы.
ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ (основная команда «тише»)
Главная цель этого упражнения состоит в том, чтобы заставить собаку по команде «тише» замедлять темп движения.
Необходимость отработки у служебных собак такого навыка вызывается очень многими обстоятельствами, особенно он нужен для розыскных собак при работе по следам на дальние расстояния.
Команда «тише» также нужна и с успехом применяется во время обучения собаки ходить по буму и лестнице.
Условный раздражитель – команда «тише», безусловный – легкое натягивание поводка.
Замедление в темпе движения отрабатывается в комплексе с другими упражнениями. Если собака двигается с большой скоростью, дрессировщик произносит команду «тише», натягивает поводок, при этом ошейник давит на горло собаки, и она вынуждена замедлить движение. Когда собака сокращает темп движения, дрессировщик повторяет слово «тише» и ослабляет натяжение поводка.
Если собака не реагирует на команду «тише» и не чувствует натяжение поводка, дрессировщик, подав команду в повышенном тоне, делает рывок поводком.
По мере закрепления у собаки рефлекса на команду «тише» руководят движением собаки лишь одной командой, которая заменяет принудительные действия.
ВЫЗОВ У СОБАКИ ЛАЯ (основная команда «голос»)
Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод совершенно непригоден при вызове лая у собаки.
Лай собаки – одна из разновидностей ответных реакций ее на раздражение. Это – следствие, в основе которого могут быть самые разнообразные причины.
При воздействии на собаку каким-либо раздражителем возбуждение увеличивается с нарастающей силой лишь до известного предела. При этом, как защитное средство, организм ищет разрядки напряжения.
Следовательно, задача дрессировщика состоит в том, чтобы поставить собаку в такие условия, при которых лай станет единственно доступной разрядкой нервного напряжения для того, чтобы привести организм в естественное равновесие.
Поэтому при отработке навыка у собаки лаять на вызов пользуются следующими приемами.
Можно, например, привязав собаку к дереву в незнакомой для нее обстановке, сделать вид, что вы уходите от нее. Незнакомая местность и вид уходящего хозяина, как правило, сильно возбуждают собаку, она начинает визжать, а потом лаять. Как только собака начнет лаять, дрессировщик, произнеся команду «голос», быстро бежит к ней, повторяя команду в ласковом тоне. Такой способ дает хорошие результаты. Обычно через несколько занятий у собаки образуется условный рефлекс на команду «голос».
Другой способ – вызов лая на лакомство. Дрессировщик, усадив собаку перед собой, опускает поводок на землю, наступает на него ногой, берет в правую руку кусочек мяса и помахивает им, подавая команду «голос».
Собака рвется к мясу, начинает подпрыгивать, но достать его не может, так как прижатый ногой дрессировщика поводок слишком короток. В конце концов возбужденная видом мяса и невозможностью достать его собака начинает лаять. Дрессировщик этот момент увязывает с командой «голос» и поощряет собаку лакомством. В дальнейшем при сочетании команды «голос» и жеста в виде щелчка пальцем правой руки перед собакой у нее вырабатывается условный рефлекс второго порядка – подавать голос на жест.
Голос можно вызвать и на базе оборонительного рефлекса. Когда дрессировщик удерживает собаку на коротком поводке, внезапно появляющийся помощник начинает дразнить ее. Как только собака залает, дрессировщик немедленно произносит команду «голос», повторяя ее несколько раз, а помощник в это время скрывается. Всякий раз вызванный на команду «голос» лай необходимо подкреплять повторением команды, лакомством и лаской.
В последующем собака лает даже на шорохи, и они увязываются с командой «голос».
Можно вызвать лай и на подвешенный предмет. Собака стремясь достать и схватить его, начинает лаять.
Если трудно вызвать лай на указанные выше раздражители, то используют способ перенимания: соединяют необученную собаку с теми, которые хорошо и четко выполняют команду «; голос». Этим способом зачастую достигают желаемой цели.
В первые дни занятий по образованию условного рефлекса на команду «голос» дрессировщик поощряет собаку лакомством даже за попытку лаять. Потом лакомство скармливают только за громкий и отчетливый лай.
Можно вызвать лай у собаки во время кормления. Подойдя к помещению, где содержится собака, показать ей кормушку с приготовленным кормом, а не дать. Собака, естественно, будет возбуждена и залает; в это время надо подавать команду «голос».
В тех случаях, когда собака, несмотря на ряд применяемых раздражителей, все же не лает, можно рекомендовать усиление обычных раздражителей: проводить занятия в сумерки, имитируя шорохи в укрытиях или кустах.
После того как собака будет лаять на команду и жест рядом стоящего человека, начинают вызывать лай на команду и жест с разных расстояний.
Для этого дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на 8–10 метров, повернувшись к ней лицом, произносит команду «голос» и пальцем правой руки, несколько поднятой вверх, производят щелочки, требуя лая. Достаточно вначале подучить только попытку к лаю, за которую следует поощрить собаку лакомством.
Обычно через несколько упражнений собака хорошо лает по команде, подаваемой с различных расстояний.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ВЫСТРЕЛАМ
Приучение собак к выстрелам не является сложным, однако, и здесь встречаются некоторые затруднения. Возникают: они чаще всего при обучении трусливых собак.
Один из самых лучших способов выработки у собаки безразличного отношения к выстрелам – это постепенное приближение звуков выстрелов к местам проведения практических занятий. Очень полезно использовать для этой цели стрельбища. Во время стрельб собаку на длинном поводке медленно подводят к стрельбищу и там гуляют с ней. Если замечают, что собака пугается, ее немедленно после выстрела переключают на игру. Явно боязливую и трусливую собаку можно отвлекать, помимо игры с ней, натравливанием на помощников.
К выстрелам собаку можно приучить и на месте дрессировки. Вначале изредка производят одиночные и залповые выстрелы вдали от места занятий и в перерыве между ними, а затем в зависимости от поведения собаки стрельбу постепенно приближают.
Так как громкие и внезапные выстрелы не сопровождаются никакими вредными для собаки последствиями, она перестает их бояться.
Во время отработки пуска собак на задержание стрельбу в одном случае ведет убегающий, в другом – сам дрессировщик.
Безразличное отношение к выстрелам можно выработать и при нахождении собак в помещениях (вольерах). Во время кормления, когда собаки сильно возбуждены, в стороне производят стрельбу. Если собака проявляет трусость, дрессировщик успокаивает ее, поглаживает и привлекает к поеданию пищи. Когда собака привыкнет к отдаленным звукам выстрела, начинают стрелять вблизи, повторяя это по несколько раз в день. Собака должна проявлять полное безразличие к выстрелам в любых условиях местности и в любое время суток.
Следует иметь в виду, что у некоторых, наиболее злобных собак при стрельбе может образоваться нежелательная связь на выстрел: услышав звук выстрела, собака бежит на него и набрасывается на стреляющего. Если в ходе занятий такие попытки со стороны собаки будут проявляться, их немедленно следует пресекать командой «фу» и сильным рывком за поводок.
После того как собака будет приучена к выстрелам в дневное время, подобные занятия проводят ночью, чтобы собака привыкла к вспышкам, которые получаются при выстрелах.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ПЛАВАНИЮ (основная команда «плыви»)
Плавание способствует физическому развитию и укреплению организма собаки. При купании она привыкает к водоемам, не боится их, а иногда самостоятельно охотно входит в воду. Учить собаку технике плавания не приходится, так как, попав в воду, она инстинктивно, в силу оборонительных реакций, двигает конечностями, хорошо удерживается на воде и плывет.
Обучение собаки плаванию сводится главным образом к заглушению у нее страха к воде.
Занятия по выработке у собаки смелости и плавательных, движений проводятся в жаркую погоду в неглубоких водоемах с отлогими берегами. Нельзя затягивать собаку в водоем принудительно, брать ее на руки и бросать в воду. Подобные действия причиняют только вред, так как после этого собака проявляет большую осторожность и даже боязнь воды. Дрессировщик должен подобрать такой раздражитель, который заставил бы собаку самостоятельно войти в воду и некоторое время находиться в ней.
Опыт дрессировки показывает, что самым лучшим раздражителем для посылки собаки в воду является брошенный в воду на ее глазах аппортировочный предмет. Хорош и такой прием: дрессировщик сам входит в воду, переходит (переплывает) на противоположную сторону реки (водоема) и подзывает собаку к себе. Из боязни отстать от хозяина она входит в. воду и плывет за дрессировщиком.
Одним из наиболее обычных способов заставить собаку входить в воду может служить игра с ней. Дрессировщик, увлекая собаку игрой, незаметно входит вместе с ней в воду, на некоторое время задерживает ее там, ласкает и дает лакомство.
Обычно после нескольких упражнений собака перестает бояться воды и в жаркие дни самостоятельно входит в нее.. Впервые попавшая в воду собака плывет очень странно, кружится на одном месте, теряет направление, но в дальнейшем начинает нормально ориентироваться во время плавания и поворачивается в любых направлениях.
После того как собака по команде «плыви» будет смело входить в воду и свободно плавать, следует требовать от нее выполнения некоторых упражнений: приносить из воды аппортировочные предметы, смело идти через водные преграды для задержания убегающего и т.д.
Разгоряченную собаку посылать в воду не следует; после выхода из водоема надо дать ей просохнуть на солнце.
ГРУППОВАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК
Групповая дрессировка служебных собак преследует цель закрепить и усовершенствовать навыки, выработанные во время индивидуальных занятий. Ее проводят после отработки всех навыков курса общей дрессировки.
При групповой дрессировке большое значение приобретает правильный подбор собак. В первые дни занятий составляют группы не более чем из 3–4 собак. При подборе учитывается степень подготовленности и тип нервной деятельности каждой собаки. Лучше всего, когда в группе будет одинаковое числе сук и кобелей.
Вначале дрессировка проводится на длинных поводках с интервалом между собаками до двух метров. По мере свыкания собак между собой интервалы сокращают до одного метра, а группы постепенно увеличивают до 8–10 собак.
Во время групповых занятий собак обучают ходить рядом с дрессировщиком в составе группы, делать повороты на месте и в движении, производить групповые и индивидуальные посадки и укладки, выполнять команды на подзыв из группы поодиночке, в порядке номеров и т.д.
Групповую дрессировку проводят следующим образом. Группу выстраивают в линию, руководитель занятий подает команду дрессировщикам: «Отойти от собак на столько-то шагов прямо перед собой, шагом (или бегом)». Отходя, каждый дрессировщик подает своей собаке команду «сидеть», удаляется на указанное расстояние, поворачивается кругом (лицом к собаке) и ожидает следующую команду руководителя.
Чтобы уложить или посадить собак с расстояния, руководитель подает команду: «поочередно (или всем одновременно) по жесту (или по команде) положить (или посадить) собак». Тогда каждый дрессировщик, предварительно назвав кличку своей собаки, дает ей соответствующие команды (или жесты), требуя их выполнения. Таким же порядком дрессировщики должны подзывать к себе собак. Подошедшую собаку обязательно поощряют.
Если собака при отходе дрессировщика срывается с места, то он берет ее за поводок, произносит в угрожающем тоне команду «место» и легкими рывками возвращает ее в строй, а сам присоединяется к группе. По указанию руководителя собак поочередно посылают из группы за брошенными аппортировочными предметами.
При отходе от собаки внимание дрессировщика все время должно быть обращено на ее поведение, чтобы своевременно предупредить срывы с места и не допустить драки с другими собаками.
Формы групповой дрессировки разнообразят: собак рассаживают по кругу, дрессировщики отходят от них в разные стороны. Допускается ввод различных отвлечений, команды собакам подаются как в одиночку, так и одновременно всей группе.
Для возвращения дрессировщиков к собакам руководитель подает команду: «Подойти (бегом) к собакам». Подойдя к собакам, дрессировщики поглаживают их и дают им лакомства.
Групповую дрессировку обязательно чередуют с индивидуальной. Во время занятий соблюдается полная тишина, так как лишний шум и суета отвлекают собак.
ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ РЕАКЦИИ
Поскольку собаки неодинаковы по состоянию нервной системы, у них также индивидуален и характер преобладающей реакции.
Учитывая это, перед началом дрессировки нужно определить преобладающую реакцию собаки. Местность, на которой нужно провести такую проверку, не должна быть знакомой для собаки. Лучше, если это будет изолированный и покрытый растительностью участок.
Проверку проводят так. Два помощника, заранее проинструктированные, до привода собаки занимают назначенные для них места; дрессировщик на избранном для проверки участке прочно привязывает собаку на цепь, оставляет около нее бачок с пищей и уходит в укрытие на пункт наблюдения. Дождавшись, когда собака освоится с обстановкой и начнет есть корм, один помощник спокойно проходит стороной у нее на виду (шагах в шести) и скрывается за укрытие.
Как только первый помощник скроется от собаки, через несколько минут появляется второй, который в отличие от первого имеет при себе специально приготовленный жгут, идет прямо на собаку, замахивается на нее и пытается отобрать бачок с кормом, ударяет жгутом по земле, отбегает в сторону и опять повторяет наступательные действия. Затем, как и первый, тоже уходит за укрытие. Если собака сразу после ухода хозяина, оставившего бачок, начинает жадно есть корм, а при появлении и проходе около нее первого помощника прекращает еду, не отходя от бачка, злобно лает на него и смело набрасывается на второго помощника, то такие признаки в поведении характеризуют преобладание у этой собаки оборонительной реакции в активной форме.
Собака с преобладанием оборонительной реакции в пассивной форме будет вести себя иначе. После ухода хозяина она боязливо оглядывается по сторонам, вздрагивает от каждого шороха, осторожно подходит к бачку и робко пытается поедать корм; при появлении первого помощника она моментально отходит от бачка в сторону, боязливо оглядывается по сторонам, а когда скроется первый помощник, очень несмело опять подходит к бачку и начинает есть. При появлении второго помощника она тут же прекращает есть корм, а при нападении на нее бросается по сторонам, трусливо взвизгивает, пытается оторваться и убежать. После ухода этого помощника она боится подойти к бачку с пищей
Поведение собаки с преобладающей пищевой реакцией будет выражаться в следующем. После ухода хозяина собака тут же смело подходит к бачку и торопливо начинает; поедать корм, продолжая это и при появлении первого помощника, на которого она не обращает внимания. Когда же появляется второй помощник и пытается нападать на собаку, она со злобой набрасывается на нападающего, продолжая глотать корм. На взмахи жгутом и удары по бачку собака отвечает мгновенным злобным набрасыванием и лаем, не прекращая есть. После ухода помощника она как ни в чем не бывало хладнокровно продолжает это занятие.
В зависимости от преобладающей реакции собаки дрессировщик в ходе занятий подбирает для нее соответствующие условные и безусловные раздражители.
Слух, острота зрения и обоняния проверяется путем врачебного осмотра и наблюдения.